По cледам Джейн Остин. Часть 1. Тонбридж, Стивентон
«Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену. Как бы мало ни были известны намерения и взгляды такого человека после того, как он поселился на новом месте, эта истина настолько прочно овладевает умами недалеко живущих семейств, что на него тут же начинают смотреть, как на законную добычу той или другой соседской дочки».
Эти строки уже давно стали одними из самих узнаваемых в английской литературе. Написанные вскоре после единственной любовной драмы в жизни самой писательницы, они положили начало самому чувственному роману Джейн Остин.
Я не могу назвать себя убежденной джейнисткой, и если уже, как это принято, сравнивать ее с сестрами Бронте, мне ближе более драматичные сюжеты и маргинальные герои Бронте. И хотя возможно сравнивать их не очень корректно, хотя бы потому, что писали они в разных стилях и жили в разное время, но Хитклифа я бы никогда не променяла на благородного мистера Дарси или идеального мистера Найтли.
Тем не менее, я не случайно начинаю эту рубрику в блоге, отправляясь по следам Джейн. Как женщина, для которой важна самореализация и которая не представляет своей жизни, ограниченной рамками дом и семья, я прежде всего восхищаюсь Джейн, как человеком. Меня покоряют ее отвага в следовании за призванием, остроумные и меткие строки в адрес прогнивших устоев общества, видение роли женщины, выходящее далеко за пределы допустимых рамок ее времени. «Смейтесь сколько хотите, но ваш смех не изменит моей позиции», пишет Джейн через Элизабет в «Гордости и предубеждении». Любое выражение своей позиции ой как не просто даже сейчас, а тогда это было сродни подвигу.
Джейн очень близка мне, но идти по ее следам мне легко еще и потому, что для этого мне достаточно выйти из дома и пройти несколько сот метров.
Тонбридж, Кент
В Тонбридже, в графстве Кент, где мы сейчас живем, родился папа Джейн, Джордж Остин. Он учился в Tonbridge School, которая сейчас считается элитной частной школой для мальчиков. Эту школу мы шутя называем Тонбриджским Хогвортсом. Он размером в небольшой город, его главный вход украшают статуи двух кабанов (Hog по-английски кабан), а обучение в нем стоит больше среднего годового дохода в Британии.
В Тонбридже много мест связанных с Остинами, и даже главная достопримечательность города Tonbridge Castle, в 18ом веке принадлежала семье Мери Хукер, жены двоюродного дяди Джейн. История Джейн тесно связана с Кентом, она часто гостила у родственников живущих в разных городах Кента, в том числе у брата Эдварда, который удачно женился и жил со своей женой в поместье Godmersham Park возле Ашфорда. Благодаря этим поездкам, у Джейн была возможность поучаствовать в жизни более богатой прослойки общества, которая и нашла отражение в ее романах.
Фильм «Гордость и Предубеждение» с Кирой Найтли тоже снимался в Кенте, в поместье Groombridge Place, о котором я сама только узнала, пока готовила статью. Так что я собираюсь туда с визитом в ближайший солнечный выходной. О парках, домах и замках Кента я обязательно напишу отдельный пост. Их так много и они настолько потрясающие, что если меня спросить какой мой любимый, я задумаюсь очень надолго.
А если вы приедете в Тонбридж и захотите погулять по местам связанным с Остинами, всю информацию и аудио тур можно найти в библиотеке города. А после прогулки, обязательно посидите в моем любимом кафе, Bakery 124, и насладитесь чашкой чая и атмосферой самого старого здания города.
Но начало истории Джейн не в Кенте, а в маленьком городке Стивентон в графстве Гемпшир, куда переехал отец Джейн приняв сан и должность приходского священника после короткой службы в Оксфорде. Туда мы с вами и отправимся.
Полезные ссылки (язык английский):
Джейн Остин и Кент — здесь можно ознакомиться с местами в Кенте, связанными с Остинами.
Карта маршрута по Тонбриджу по следам Остинов.
Groombridge Place — поместье, в котором снимался фильм «Гордость и Предупреждение».
Стивентон, Гемпшир
В этом тихом городке недалеко от Бейзингстоук, Джейн Остин прожила первые 25 лет своей жизни и последнюю четверть 18го века. Дом приходского священника, в котором родилась и жила Джейн в Стивентоне, был разрушен в 19ом веке, и со времен Джейн там осталась только церковь Святого Николаса, где служил ее отец. Сам городок ничем не примечательный, и стоит посещения только, если вы будете там проездом. Но я не могу не упомянуть о нем, потому что именно Стивентон и общество окрестных городков и поместий сформировало Джейн, и именно это общество так метко и иронично высмеивала мисс Остин в своих романах.
В Стивентоне были написаны первые версии «Гордости и Предубеждения», «Нортенгерского аббатства» и «Разума и чувств». Джейн писала с детства, часто на маленьких клочках бумаги, стесняясь своего творчества и пряча рукописи, как только кто-то заходил в комнату. Мать Джейн не одобряла увлечения дочери писательством и видела в нем угрозу для ее замужества. Джейн не спешила выходить замуж, знакомые мужчины казались ей слишком поверхностными и ей претила роль послушной жены, которая должна только рисовать, вышивать и играть на музыкальных инструментах на усладу мужа. Она мечтала зарабатывать на жизнь пером, но любое упоминание об этом заканчивалось насмешками.
А теперь представьте насколько тяжело было Джейн отстаивать свое мнение в подобной ситуации. Мы часто жалуемся на неравенство сейчас, что же переживала Джейн тогда, фактически восставая против всего, что она знала?
«Дайте девушке образование и представьте ее миру соответствующим образом, и десять к одному у нее будут все возможности хорошо устроиться в жизни не утруждая кого-то еще.
Правда логично? А в конце 18го века — это было чем-то неслыханным.
Но иногда, читая Джейн Остин мне кажется, что каким бы огромным не казалось расстояние между нами, чувства, которые она передает, не слишком отличаются от тех, что мы переживаем сейчас. Возможно я так думаю, потому что сделала неплохую карьеру в отрасли, которая до недавнего времени считалась чисто мужской. И заходя на совещание, где я оказывалась единственной девушкой из десятка мужчин, я не могла не сжиматься от мысли, что меня серьезно никто не будет воспринимать. И да, это подстегивало доказать всем и в первую очередь себе, что я достойна и могу даже лучше чем они, ведь любой вызов окружению, это в первую очередь вызов себе, своему внутреннему страху.
Я настолько упряма, что при попытке меня устрашить я становлюсь еще более дерзкой. Мое мужество только растет, когда кто-то пытается меня унизить.
Но придет ли время, когда эта коллективная травма, которую женщины переживали веками перестанет о себе заявлять? Джейн, кстати, еще повезло — у нее всегда была поддержка отца и братьев, которые помогали ей в попытках издать свои творения.
Хотя Джейн писала в основном про высший свет, балы и чаепития и была в центре общественной жизни, суета и бессмысленная болтовня на этих посиделках раздражали ее. А вдохновение она черпала во время прогулок по окрестным лесам и холмам. Она обожала пешие прогулки, так же как и героини ее романов. В этом я тоже вижу свое сходство с писательницей. Хоть мне и не доводится общаться с высшим обществом, но small talk, так характерный для любого общения с британцами, меня жутко бесит. Мне как интроверту, хоть и хорошо адаптированному, такое общение кажется слишком поверхностным и не стоящим, потраченных на него слов. И мне тоже хочется сбежать в лес, чтобы наполниться энергией наедине с собой. И писать мне легче всего в парке или в лесу.
Джейн не была решительно настроена против замужества и традиционных женских ценностей. И мне это тоже в ней импонирует. Она не шла против своей природы, не пыталась эпатировать просто для вида, а наоборот пыталась изучить себя и женщин, видя в них намного больше, чем ее современники.
Я не могу слушать, как вы рассуждаете о женщинах, как о фарфоровых куклах, а не разумных существах. Никто из нас не мечтает провести в тихих водах всю свою жизнь.
Но как и любая девушка, Джейн мечтала найти любовь. Когда ей было 20 лет, она познакомилась с Томом Лефроем, молодым юристом, который только окончил обучение и остановился у своих родственников в Стивентоне по дороге на стажировку в Лондон. История романа Джейн с Томом по большей части известна из переписки Джейн со старшей сестрой Кассандрой. Джейн писала, что Том очень привлекательный и приятный молодой человек и ожидала предложения от него со дня на день, но его семья не была в восторге от увлечения сына и отослала Тома из Стивентона, посчитав брак с Джейн непрактичным. У него не было собственных денег, его обучение и образование финансировалось богатым дядюшкой, Главным Судьей Ирландии, который не одобрил этот брак. Ему не оставалось ничего, кроме как подчиниться воле семьи. «Скоро прийдет день, когда я буду флиртовать с Томом Лефроем в последний раз, и к тому времени как ты получишь это письмо, все будет кончено. У меня текут слезы, когда я пишу об этом грустном событии», — написала Джейн Кассандре.
Если вы смотрели фильм «Джейн Остин«, и восхищены смелостью и самопожертвованием Тома, который решился пойти против семьи и сбежать с Джейн, то мне придется вас огорчить. Из переписки Джейн с родственниками понятно, что после отъезда Тома из Гемпшира молодые люди больше не встречались, а концовка фильма — просто красивая фикция.
Но как же так, черт возьми? Каждый раз, когда я читаю о таком, во мне поднимается настоящая буря. Неужели ничего нельзя было сделать? Самостоятельно заработать? Уехать в Америку в конце концов? Но так легко рассуждать со своей колокольни, с образом мыслей, сформированным современной жизнью. И возможно, вы решите, что такое отношение слишком романтично, но я выросла на классической литературе, и считаю, что любовь важнее денег. Нет, не с милым рай в шалаше. Не рай, нет. Но когда есть любовь и настоящая близость, все остальное можно преодолеть и построить жизнь, которую хотите именно вы. Уверенна, что Джейн тоже так считала, но не мистер Лефрой.
Джейн это пережила, хотя и не забыла свое единственное романтическое увлечение до конца жизни.
Горе, подобное моему, лишено всякой гордости. Мне всё равно, кто будет знать, как я несчастна. И пусть кто хочет торжествует над моим унижением.
Она пересекалась с родственниками Тома на разных общественных мероприятиях, но так никогда и не решилась спросить о нем. А что же Том? А Том женился на богатой наследнице Мэри Пол, с которой по некоторым свидетельствам был знаком задолго до встречи с Джейн. У него было восемь детей, и он преуспел в жизни став Тайным Советником и Главным Судьей Ирландии.
А Джейн продолжала писать, несмотря на угрозу бедности, правила приличия и собственное разбитое сердце. И смотря на таких людей, как она, у меня появляется больше смелости и вдохновения идти по своему пути и найти свое настоящее призвание. В конце концов, а стала бы Джейн собой и были бы ее романы такими острыми и проникновенными, выйди она замуж? Продолжала бы она писать или покорилась бы воле мужа и стала просто женой и матерью? Об этом всем можно рассуждать бесконечно, но через несколько лет после неудавшегося замужества, жизнь Джейн сильно изменилась.
В 1801 году после ухода отца Джейн на пенсию, семья переехала в город Бат, который в то время уже был летним курортом Британии. Сюда сьезжался на воды весь Высший Свет, сюда перемещалась на лето активная общественная жизнь из Лондона. Джейн уже бывала в Бате, навещая родственников, и обожала город, который скоро станет ее новым домом. И ее можно понять, Бат — один из моих самых любимых городов Великобритании и на мой взгляд самый красивый город Англии после Лондона. До встречи в Бате в следующей части прогулок по следам Джейн Остин, а пока расскажите про свою Джейн. Чувствуете ли вы близость с ней? Кто ваш любимый герой?
Вам также может понравиться

Топ-5 парков юго-восточной Англии. Идеальный day-trip из весеннего Лондона.
24 апреля, 2017
По следам Джейн Остин. Часть 2. Бат
30 ноября, 2016