Мюнхен. Ноябрь. Непрерывный дождь то уменьшается, то усиливается, а мы с мужем все равно бродим по городу, плотнее прижимаясь друг к другу, чтобы согреться. Уже давно темно, и погода распугала всех даже в туристической части города, создавая ощущение глубокой ночи, хотя еще не поздно. Мы забредаем в узкий переулок и натыкаемся на вывеску ресторана. Открываем дверь. Ресторанчик полупустой, веет теплом и чувствуется запах горящих дров. Камин… Это то, что надо. Садимся за столик в уголке рядом с огнем, и чувствуем, как понемногу отогреваются конечности. К нам подходит хозяйка, держа в руках меню. На немецком. И говорит она тоже только на немецком. А мы не говорим. Дальше интереснее, ресторанчик охотничий, и мы с трудом понимаем, что заказать, чтобы это не оказался олень или фазан или еще кто-то, кого мы совсем не хотим есть. Но там тепло и уютно и выходить в дождь совсем не хочется. Несмотря на то, что я уже давно не ем мясо, этот ресторанчик и ощущение тепла, запах дерева и звуки потрескивающих дров в камине, я до сих пор вспоминаю, как одно из самых приятных ощущений во время поездок.

Страсбург — Хюгге момент
Армения. Начало 90x. Разруха после землетрясения 88го года. Ни электричества, ни газа, ни воды. Зато есть свечи, и Монополия, и вся семья, которая собирается вечером поиграть. И родители, и мы с сестрой, и бабушка с дедушкой, а иногда и другие родственники, все собираются вокруг единственного источника света в комнате, заворачиваясь в пледы, чтобы согреться, с трудом различая написанное на карточках и склоняясь к свечам, чтобы посчитать фиктивные миллионы. А когда мы с сестрой уходим спать, взрослые переходят с Монополии на покер, используя вместо денег спички.
Какое отношение имеет ресторанчик в Мюнхене к Армении после землетрясения? Оба эти воспоминания наполнены для меня уютом, гармонией, безопасностью, человеческим теплом и любовью, всем тем, что датчане называют модным сейчас словом Хюгге. Книга Мейка Викинга давно лежала в моей библиотеке Audible, но про это столько писали и говорили, что у меня не возникало желания ее прочитать. А недавно сестра написала про нее в фейсбук, и то ли повлияла надвигающаяся осень, то ли простуда и десять чашек чая в день, но мне захотелось послушать ее.
C первых же минут книги я унеслась в воспоминания, и чем дальше я слушала, тем больше наполнялась теплом и детским ощущением приближающихся праздником. В какой-то момент меня осенило, что все то, чего нам мамам так не хватает в первые годы с маленьким ребенком, это то, что составляет наше хюгге. Это печенька с чаем в спокойной обстановке, это разговоры по душам с подругой в кафе, это уткнуться в любимую книжку под пледом на диване, это посмотреть кино в обнимку с мужем. Нет, дети не мешают хюгге.

Хюгге момент — Брюгге. Фото © Oksana Kachkan
Помните тот момент, когда вы сидели на диване, уткнувшись в макушку спящего комочка на руках, вдыхая его запах и думая, как же вы счастливы? Это хюгге. Или недавно мы с Эдриентом листали фотокнигу c фотографиями с беременности и первого месяца его жизни. Он сидел на коленях, обнимая меня одной ручкой, а другой в восторге показывал то на маму, то на папу, то на Эдана, как он себя называет. Это тоже хюгге. Дети привносят в нашу жизнь уют, тепло и любовь, но также и хаос, бессонные ночи, летающие игрушки и разбросанную еду. Хюгге моменты становятся более редкими гостями в жизни, но именно сейчас они нужны, как никогда, потому что именно такие моменты добавляют ресурс и энергию для повседневных дел.
Как же датское искусство счастливой жизни может помочь маме наполниться энергией? Чтобы начать осознанно создавать хюгге дни, вечера, моменты, нужно сначала понять, что такое хюгге для вас. Это не модное веяние, не концепция, не тренд, это реальное слово в датском языке, прочно укоренившиеся в образе жизни. По многим рейтингам, датчане находятся в топе по уровню счастья своих жителей. В чем же их секрет? Автор книги считает — что это хюгге.
Ощущение комфорта, уюта, безопасности и тепла у нас у всех создается разными путями. Для кого-то важен порядок вокруг, для кого-то запах хвои, а для кого-то хюгге — это поглаживание кошки, мурчашей на коленях. Часто в такие моменты присутствуют свечи или приглушенный свет, камин, пледы и подушки, вкусная еда и сладости, теплые напитки и родные люди. Хотя хюгге может быть и наедине с собой, с чашечкой чая или c вкусной книжкой.

Хюгге момент — Брюгге. Фото © Oksana Kachkan
Я решила выписать, те моменты, места и ощущения, которые больше всего ассоциируются с хюгге у меня. Присоединяйтесь. Впереди холодная осень и долгая зима c длинными темными вечерами и, не знаю как в вашей местности, но у нас часто не менее темными днями. Пора подготовить свою хюгге-подушку безопасности.
Вот что у меня получилось (про Мюнхен и монополию я уже написала):
- Первая поездка в Париж. Мы с сестрой и дядей сидим у него на кухне, потягивая Сент-Эмильон, а в духовке печется очередная вкуснятина, придуманная дядей. Моя любовь к готовке началась с этой поездки.
- Брюгге, Рождество. Только семья и близкая подруга. Мы только что вернулись в домик, снятый на AirBnb, затерянный в лесу где-то недалеко от города, горит камин, Эдриен уже спит, набегавшись по городу и по дому, а нас ждет пирог, оставленный хозяевами, импровизированный рождественский ужин, глинтвейн и разговоры до ночи.

Хюгге момент — Брюгге. Фото © Oksana Kachkan
- Армения. Мне 14 лет, я приехала на летние каникулы в гости к бабушкам. Лежу на диване под одеялом с задернутыми шторами. В руках — Унесенные ветром. 3 дня, практически 3 бессонные ночи. Из квартиры я вышла только дочитав книгу, включая продолжение — «Скарлетт».
- Доломиты, Италия, сумерки, последний спуск с уже знакомой трассы. Я практически одна, окруженная гигантскими соснами, припорошенными снегом. Внизу меня ждет муж, горячий чай и торт Захер.
- Греция. Традиционная деревушка, затерянная в горах недало от Иоаннины. Незапланированная ночевка, вечер в семейный ресторанчике с потрясающей вкусной едой, общение с другими посетителями и хозяевами до позднего вечера.
- Рождественский вечер дома. Только мы с мужем, вкусная еда и Властелин Колец.
- Хорватия, кафе рядом с церковью, сумерки, свечи на столе, музыка, доносящаяся из церкви и мой первый настоящий тирамису.
- Ticket to Ride или Dixit с друзьями или семьей до поздней ночи.
- Рассвет на развалинах храма в Греции
- Итальянская кондитерская на Уимблдоне в Лондоне. Настоящий итальянский кофе, канола сицилиана и контрабас в качестве декора.
- Запеченная картошка в зимний вечер и сырное фондю. Корочка свежеиспеченного багета, отломанная прямо в пекарне во Франции. Пицца, запеченная в печи на дровах. Запах приправ для глинтвейна (корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех). Белые персики летом и мандарины зимой.
Следующим шагом подводим итоги, выбираем то, что оказывается важнее всего и осознанно выделяем на это время в своем расписании. У меня получилось много моментов с поездок, но то, что лежит в основе ощущения счастья и уюта в этих моментах легко продублировать, не уезжая никуда. Первый шаг я вчера сделала, испекла штрудель с яблоками, хоть и с готового теста. Если вы вспомнили про вечер в шале с друзьями после дня катания на лыжах, c вкусной французской едой и вином, устройте такой вечер дома. Пусть каждый принесет подготовленные ингредиенты, и вы можете вместе приготовить что-то дома. Если нет желания готовить, закажите готовую еду, но обязательно ту еду, которая для вас хюгге. Смысл хюгге не в создании идеального момента, не в «устрицах с шампанским», как пишет Мейк, а в домашнем тепле и наслаждении моментом сейчаc вместе с близкими людьми.
Присоединитесь? Какой ваш список хюгге? Поделитесь самыми важными моментами, я с удовольствием присоединюсь к этому ощущению уюта и тепла у вас.